1
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(ред. от 30.12.2022);
- Письмом Минпросвещения России от 03.06.2021 № АК-491/07 «О
проведении итоговой аттестации»
- Уставом МБОУ ООШ п.Синда (далее – ОО).
1.2. Настоящее Положение определяет формы, участников, сроки и
порядок проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших
адаптированную
основную
общеобразовательную
программу
для
обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 1) (далее – АООП для
обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 1).
1.3. Итоговая аттестация обучающихся по АООП для обучающихся с
нарушением интеллекта (вариант 1) проводится с целью выявления
соответствия знаний выпускников требованиям учебных программ, умений
применять знания в практической деятельности, реализации прав ребенка с
нарушением интеллекта на получение образования, адекватного его
психическому здоровью.
1.4. Итоговая аттестация для обучающихся, завершающих освоение
первого варианта АООП для обучающихся с нарушением интеллекта
является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые
установлены в образовательной организации и утверждены данным
Положением.
2. Формы проведения итоговой аттестации
2.1 Итоговая аттестация выпускников, освоивших АООП для
обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 1), проводится в форме
двух испытаний:
- первое – предполагает комплексную оценку предметных результатов
усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения),
математики и основ социальной жизни;
- второе – направлено на оценку знаний и умений по выбранному
профилю труда.
2.2. Для комплексной оценки предметных результатов усвоения
обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и
основ социальной жизни обучающимся проводится письменная комплексная
работа, включающая задания по этим предметам.
2.3. Оценка знаний и умений выпускников по выбранному профилю
труда проводится в форме экзамена, включающей теоретическую и
практическую части.
2.4. Учитывая индивидуальные особенности обучающихся, в качестве
альтернативных форм итоговой аттестации (на основании решения
2
школьного психолого-педагогического консилиума) по выбранному
профилю труда можно использовать:
- собеседование на основе выполненной практической работы;
- защита проекта;
- тестирование
Собеседование по итогам выполнения практического задания
проводится отдельно с каждым обучающимся. Задача собеседования
заключается в том, чтобы выявить не только уровень теоретических знаний,
умений и навыков выпускников, их дальнейшие планы, но и определить их
способность общаться со взрослыми. В ходе беседы членами комиссии
выявляется умение выпускника рассказать о последовательности выполнения
работы, назначении и устройстве инструментов, станков, оборудования и
приспособлений, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах
работы. При необходимости используются разрезные пооперационные карты
с текстом и графическим изображением процесса выполнения операции;
речевые карты с ключевыми словами, помогающими построить связной
ответ; схемы; таблицы и т.д.
Проектная работа представляет собой изготовление какого-либо
изделия или объекта, имеющего личностную или общественную значимость.
К проектной работе прилагается описание работы, включающее схемы,
чертежи, рисунки, фотографии. Описание оформляется на листах формата
А4, включает в себя титульный лист, содержание, введение (актуальность,
темы, проекта), основная часть (описание технологического процесса
выполнения проекта), заключительная часть (самооценка выполненного
проекта), фотоматериалы процесса проектной работы.
Защита проекта – представление обучающимся проектной работы,
рассказ о ходе выполнения проектной работы, ответы на вопросы членов
комиссии.
На защиту проекта отводится 15-30 минут.
3. Сроки и порядок проведения итоговой аттестации
3.1. К итоговой аттестации допускается обучающийся с нарушением
интеллекта, не имеющий академической задолженности и в полном объеме
выполнивший учебный план АООП вариант 1.
3.2. Допуск к итоговой аттестации обучающихся с нарушением
интеллекта (вариант 1) оформляется протоколом педсовета, на основании
которого издается приказ по школе.
3.3. Испытания для обучающихся с нарушением интеллекта
организуются в течение нескольких дней.
Испытания проводятся с 9 часов по местному времени. Количество
часов, отведенных на испытания, составляет:
комплексная
оценка
предметных
результатов
усвоения
обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и
3
основ социальной жизни составляет 1 час 20 минут с 10 минутным
перерывом;
- оценка знаний и умений по выбранному профилю труда – 2 часа с 10
минутным перерывом. Оценка знаний и умений по выбранному профилю
труда проводится в форме устных ответов по билетам и практической
работы.
На опрос каждого обучающегося отводится не менее 30 минут.
3.4. Итоговая аттестация выпускников проводится по утвержденному
директором общеобразовательной организации расписанию. Утвержденное
расписание, не позднее чем за две недели до начала проведения итоговой
аттестации доводится до сведения учителей, обучающихся и их родителей
(законных представителей).
3.5. Итоговая аттестация проводится комиссией, утвержденной
приказом директора образовательной организации в целях определения
соответствия результатов освоения обучающимися с нарушением интеллекта
адаптированной основной образовательной программы, соответствующей
требованиям ФГОС УО (ИН).
3.6. В случае болезни члена аттестационной комиссии в период
проведения итоговой аттестации (или отсутствия по другим уважительным
причинам) ее состав может быть изменен приказом директора
общеобразовательного учреждения.
3.7. Во время подготовки к итоговой аттестации учителя-предметники
организуют:
- повторение с обучающимися содержания учебных предметов
русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ
социальной жизни;
- подготовку учебных кабинетов и мастерских, инструментов,
оборудования, приспособлений, чертежей, эскизов, технологических карт,
алгоритмов, плакатов, пособий, необходимых для проведения испытаний.
3.8. При проведении итоговой аттестации используются контрольные
измерительные материалы, разработанные педагогами образовательной
организации. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных
материалах, используемых при проведении итоговой аттестации, относится к
информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и
хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к
режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации,
содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети
«Интернет») устанавливается образовательной организацией самостоятельно.
3.9. При разработке материалов используются дифференцированные
задания с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и
распределяется содержание испытаний условно на 2 уровня: минимальный и
достаточный.
3.10. Материалы итоговой аттестации рассматриваются методическим
советом школы, утверждаются директором школы и заверяются печатью
4
образовательного учреждения. Все материалы итоговой аттестации
общеобразовательной организации хранятся у заместителя директора по
учебно-воспитательной работе.
3.11. Материалы итоговой аттестации направляются для согласования в
центр инклюзивного и коррекционного образования КГАОУ ДПО
«Хабаровский краевой институт развития образования имени К.Д.
Ушинского» не позднее, чем за два месяца до начала итоговой аттестации, не
позднее 01 апреля. (п. 3.11 только для краевых общеобразовательных
организаций, реализующих АООП!)
3.12. Для выпускников, обучающихся на дому, итоговая аттестация
может быть организована индивидуально на дому.
3.13. Выпускнику, заболевшему в период итоговой аттестации,
предоставляется возможность сдать пропущенные испытания после
выздоровления,
при
наличии
заявления
родителей
(законных
представителей) и справки медицинского учреждения.
4.Оценка результатов итоговой аттестации
4.1. При проведении итоговой аттестации критериями оценки служат
объем, полнота, системность и обобщенность усвоенных образовательных
знаний, умений и навыков, а также учитываются личностные результаты,
наличие динамики и особенности психофизического развития обучающихся
с нарушением интеллекта (вариант 1).
4.2. При оценке результатов итоговой аттестации учитывается:
- типологические и индивидуальные особенности развития и особые
образовательные потребности обучающихся;
- объективные данные, раскрывающие динамику достижений и
качественных изменений в психическом и социальном развитии
обучающегося.
4.3. Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» и
(или) «незачет».
4.4. Обучающиеся, получившие по итоговой аттестации «незачет»
вправе пройти итоговую аттестацию в дополнительные сроки.
4.5. Результаты итоговой аттестации заносятся в итоговые протоколы:
- итоговый протокол комплексной оценки предметных результатов
усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения),
математики и основ социальной жизни;
-итоговый протокол оценки знаний и умений по выбранному профилю
труда.
Протоколы итоговых испытаний подписываются членами комиссии и
хранятся в соответствии со сроками, предусмотренными номенклатурой, дел
образовательной организации.
5