Программа внеурочной деятельности Профессиональный ориентир - педагог

Программа
курса внеурочной деятельности
«Профессиональный ориентир-педагог»

п.Синда

1

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.
1.

Пояснительная записка………………………………………..

3

2.

Планируемые результаты……………………………………..

4

3.

Тематическое планирование …………………….……………

10

4.

Содержание программы ……………………………………….

12

5.
6.

Литература ……………………………………………………..
Приложение 1……………………………………………………

17
19

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Профессиональный ориентир- педагог»
реализуется на базе МБОУ ООШ п. Синда.
Актуальность. Программа
предполагает активизацию у учащихся процесса
личностного, жизненного и профессионального самоопределения, раскрывает основные
направления деятельности учителя. Данная программа является интегративной, имеет
профориентационную и практикоориентированную направленность.
Цель:
создание
условий
для
формирования
ключевых
компетенций
старшеклассников, ориентированных на выбор педагогической профессии.
Задачи:
 помочь осмыслить современную педагогику как результат теоретического и
практического опыта многих поколений педагогов, государственной политики в
области образования стран мира;
 сформировать интерес к педагогической профессии на основе получения
элементарных знаний по педагогике, ознакомительной и учебной практик;
 сформировать стремление к самовоспитанию (самоанализу, планированию;
самоорганизации),
развитию
коммуникативных
умений,
организаторских
способностей;
 создать условия для участия учащихся в педагогическом процессе, рефлексии и
осмыслении значения воспитания в практической педагогической деятельности;
 развить навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в общественно
полезной и проектной среде;
 познакомить учащихся с типами образовательных учреждений в Белгородской области;
 познакомить с профессиограммами педагогических профессий;
 развивать творческие способности обучающихся;
Сроки реализации :
Общеобразовательная программа «Профессиональный ориентир- педагог»
рассчитана на 1 год. Продолжительность образовательного процесса составляет 34 часов.
 Режим занятий по программе: 1 год обучения (10-15 лет) - 1 занятие в неделю по 1
академическому часу, 34 учебных недель.
 Форма обучения: очная и дистанционная форма обучения с использованием сайта
«Профессиональный ориентир-педагог»
Дистанционная
форма
реализации
программы предусматривает
освоение части программы на базе сайта «Профессиональный ориентир-педагог»

3

(https://nash-pedklass.webnode.ru/) согласно учебно- тематическому плану. Ссылки на
занятия – в содержании программы.
Особенности организации образовательного процесса
Основанием для выбора данного курса будут являться жизненные планы
обучающихся, склонности и интересы к работе с детьми.
В основу занятий положены практикоориентированные занятия. Они отражены в
учебном плане и подробно расписаны.
Условия реализации программы
Для реализации программы «Профессиональный ориентир-педагог»
предполагается
наличие необходимой материально-технической
базы, состоящей из следующих компонентов:
 Комплектация помещения: доска классная, мел, стол педагога, стол рабочий, стул
 Канцелярские материалы: бумага А4, ножницы канцелярские, клей, карандаш
грифельный, маркеры, тетрадь.
 Средства ТСО: компьютер (ноутбук, планшетный компьютер) с выходом в Интернет,
мультимедийная установка, фотоаппарат.
Перечень учебно-методического обеспечения программы
1. Программа внеурочной деятельности «Профессиональный ориентир-педагог» ,
отвечающая федеральным требованиям к программам внеурочной деятельности.
2. Пакет методических материалов: учебно-тематический план; планы-конспекты
учебных занятий; пакет методических материалов для проведения мониторинга
образовательного процесса; положения о проведении традиционных мероприятий,
праздников, уроков.
Перечень дидактического обеспечения программы: учебные пособия по темам
уроков; дидактические материалы для проведения мероприятий; инструкции к оформлению
проектов; технологические карты; учебные и контрольные задания; тематические
презентации;
контрольно-оценочные
средства:
тесты,
анкеты;
видеоматериалы
педагогической направленности; подборка сценариев массовых мероприятий и праздников;
перечень и подборка (подшивка) журналов, других материалов из различных средств
массовой информации по педагогическому направлению деятельности обучающихся;
справочная литература; сайт «Педагогический класс».
Кадровое обеспечение: программу может реализовывать тьютор, педагог
дополнительного образования, учитель общеобразовательной школы.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
2. Сформированность уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в
социально-значимом труде.

4

3. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.
4. Овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий,
происхождении и назначении.
Критерии сформированности личностных планируемых результатов

их

Уровни усвоения
Высокий (повышенный)
Средний (базовый)
Низкий
3 балла
2 балла
1 балл
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию.
Всегда готов и проявляет
Не всегда готов к
Не готов к саморазвитию.
активность к саморазвитию. саморазвитию. Имеет
Имеет низкую мотивацию к
Имеет высокую мотивацию мотивацию к обучению и
обучению и познанию, не
к обучению и познанию.
познанию, но не проявляет
проявляет инициативы.
инициативы.
2. Сформированность уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в
социально-значимом труде.
Сформировано
Частично сформировано
Не сформировано
уважительное отношение к
уважительное отношение к
уважительное отношение к
труду. Инициативен и
труду. Проявляет высокий
труду. Избегает участия в
самостоятельно проявляет
уровень участия в
социально-значимом труде.
высокий уровень участия в
социально-значимом труде
социально-значимом труде. при побуждении извне.
3. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.
С затруднениями, но
С удовольствием, без
С затруднениями, не всегда
справляется с поставленной
особых затруднений
справляется с поставленной
справляется с поставленной задачей; не всегда находит
задачей; не всегда находит
общий язык со всеми
задачей; находит общий
общий язык со всеми
участниками учебного
язык со всеми участниками участниками учебного
процесса.
процесса.
учебного процесса.
4. Овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их
происхождении и назначении.
Овладел начальными
Овладел не в полной мере
С затруднениями и частично
сведениями об
начальными сведениями об
овладел начальными
особенностях различных
особенностях различных
сведениями об особенностях
профессий, их
профессий, их
различных профессий, их
происхождении и
происхождении и
происхождении и
назначении.
назначении.
назначении.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи
в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач, описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
5

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Критерии сформированности метапредметных планируемых результатов
Уровни усвоения
Средний (базовый)
2 балла

Высокий (повышенный)
Низкий
3 балла
1 балл
Регулятивные
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в познавательной деятельности.
Определяет цель
Может самостоятельно или
Не может определить цель
деятельности и формулирует деятельности даже с
после «скрытой
новые задачи в
инструкции» педагога
помощью педагога, но с
познавательной
определить цель
помощью педагога
деятельности
с
помощью
деятельности и
формулирует новые задачи в
педагога и частично
сформулировать новые
познавательной деятельности.
самостоятельно.
задачи в познавательной
деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач, описывать свой опыт, оформляя его для передачи
другим людям.
Умеет самостоятельно
Не всегда умеет
С трудом может управлять и
управлять, контролировать
самостоятельно управлять,
контролировать свои
и координировать свои
контролировать и
действия на отдельных этапах
действия, выбирать
координировать свои
занятия, часто необходима
наиболее эффективные
действия на отдельных
помощь взрослого.
способы решения задач на
этапах занятия, иногда
Описать и оформить свой
отдельных этапах занятия.
необходима помощь
опыт для передачи другим
Умеет описывать свой опыт взрослого.
людям самостоятельно не
6

может.
Испытывает затруднения в
описании и оформлении
своего опыта для передачи
другим людям.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умеет соотносить свои
Не всегда умеет соотносить
Не умеет соотносить свои
действия с планируемыми
свои действия с
действия с планируемыми
результатами; умеет
планируемыми
результатами; испытывает
определять способы
результатами; испытывает
затруднения с определением
действий в рамках
затруднения с определением способов действий в рамках
предложенных условий и
способов действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать предложенных условий и
требований, не умеет
свои действия в
требований, умеет
корректировать свои действия
соответствии с
корректировать свои
в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
изменяющейся ситуацией.
4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.
Адекватно оценивает свою
Не всегда адекватно
Неадекватно оценивает свою
работу; самооценка
оценивает свою работу;
работу и работу товарища;
совпадает с оценкой
самооценка не всегда
самооценка не совпадает с
окружающих.
совпадает с оценкой
оценкой окружающих.
окружающих.
Познавательные
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Умеет определять понятия,
Умеет определять понятия.
Затрудняется с определением
создавать обобщения,
Только с помощью педагога
понятий. Только с помощью
устанавливать аналогии,
умеет создавать обобщения,
педагога создаёт обобщения,
классифицировать,
устанавливать аналогии,
устанавливает аналогии,
самостоятельно выбирать
классифицировать, выбирать классифицирует, выбирает
основания и критерии для
основания и критерии для
основания и критерии для
классификации,
классификации,
классификации. Не умеет
устанавливать причинноустанавливать причинностроить логические
следственные связи, строить следственные связи. С
рассуждения и делать
логическое рассуждение и
трудом строит логические
выводы.
делать выводы.
рассуждения и делает
выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач.
С трудом находит
Умеет находить,
Умеет находить,
информацию в предложенных
перерабатывать и
перерабатывать и
источниках даже с помощью
преобразовывать
преобразовывать
необходимую информацию необходимую информацию в педагога, не умеет
перерабатывать и
в предложенных
предложенных источниках
источниках.
только с помощью педагога. преобразовывать
необходимую информацию.
и оформлять его для
передачи другим людям.

7

Коммуникативные
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов
Не всегда умеет
Умеет организовывать
С помощью учителя умеет
организовывать
учебное
учебное сотрудничество и
организовывать учебное
сотрудничество и
совместную деятельность с
сотрудничество и совместную
совместную деятельность с
учителем и сверстниками.
деятельность с учителем и
учителем и сверстниками.
Охотно и четко, следуя
сверстниками. Не всегда
Не всегда следует правилам, следует правилам, выполняя
правилам, выполняет
выполняя различные роли в
различные роли в группе
различные роли в группе
(лидера, исполнителя и т.д). группе (лидера, исполнителя (лидера, исполнителя и т.д).
и т.д).
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью.
Умеет осознанно
Умеет использовать речевые С трудом использует речевые
использовать речевые
средства в соответствии с
средства в соответствии с
средства в соответствии с
задачей коммуникации для
задачей коммуникации для
задачей коммуникации для
выражения своих чувств,
выражения своих чувств,
выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для
мыслей и потребностей для
мыслей и потребностей для
планирования и регуляции
планирования и регуляции
планирования и регуляции
своей деятельности, речь не
своей деятельности, речь не
своей деятельности.
всегда грамотна.
всегда грамотна.
Грамотно использует
Не всегда умеет
Не умеет выразить
устную и письменную речь, аргументировать свою точку собственное мнение,
чётко доносит собственное
зрения, хотя спорит и
аргументы отсутствуют.
мнение и позицию,
отстаивает свою позицию
аргументирует свою точку
зрения с приведением
собственных аргументов.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Сформирована и развита
Частично сформирована и
Испытывает затруднения в
развита компетентность в
компетентность в области
компетентность в области
области использования ИКТ. использования ИКТ.
использования ИКТ.
Предметные УУД
1. Знание основных понятий в педагогике.
2. Владение навыками использования технологий, соответствующих возрастным
особенностям учащихся.
3. Владение знаниями составления плана мероприятия, классного часа, игры, конспекта
урока, мини-проекта, презентации, брошюры.
4. Владение умениями организации мероприятия и активного участия в нём.
Критерии сформированности предметных планируемых результатов
Высокий (повышенный)
3 балла

Уровни усвоения
Средний (базовый)
2 балла

Низкий
1 балл
8

1. Знание основных понятий в педагогике.
Знает все основные
Знает специальные термины Знает не все термины и
специальные термины и
и понятия в рамках
понятия в рамках
понятия в рамках
направленности разделов
направленности разделов
направленности разделов
программы.
программы.
программы, употребляет
осознанно, в полном
соответствии с их
содержанием
2. Владение навыками использования технологий, соответствующих возрастным
особенностям учащихся.
Свободно владеет навыками Владеет навыками
Испытывает затруднения
использования технологий, использования технологий,
при использовании
соответствующих
соответствующих
технологий,
возрастным особенностям
возрастным особенностям
соответствующих
учащихся.
учащихся, но проявляет
возрастным особенностям
неуверенность, необходима
учащихся, нуждается в
помощь педагога.
постоянной помощи и
контроле педагога.
3. Владение знаниями составления плана мероприятия, классного часа, игры,
конспекта урока, мини-проекта, презентации, брошюры.
Освоил практически весь
Объём усвоенных знаний
Овладел менее, чем ½
объём знаний,
составляет более ½
объёма знаний,
предусмотренных
предусмотренных
программой.
программой.
4. Владение умениями организации мероприятия и активного участия в нём.
Нуждается в помощи
Владеет умениями
Владеет умениями
педагога при организации
организации мероприятия,
организации мероприятия,
активно принимает участие
активно принимает участие в мероприятия, принимает
участие в праздниках,
в праздниках, конкурсах
праздниках, конкурсах
конкурсах гимназического
гимназического,
гимназического,
уровня.
муниципального и
муниципального уровней.
регионального уровней.
В результате освоения программы «Профессиональный ориентир-педагог» обучающиеся:
1) получат представление:
- о мировой и отечественной педагогической науке;
- о типах образовательных учреждений в Валуйского района;
- об элементарных знаниях по педагогике, ознакомительной и учебной практиках.
2) научатся:
- ориентироваться и продуктивно использовать технологии, соответствующие возрастным
особенностям учащихся;
- составлять планы мероприятий, классных часов, игр, занятий.
3) получат возможность:
- принимать участие в педагогическом процессе;
- выполнять рефлексию и осмысление значения воспитания в практической педагогической
деятельности;
- оценивать собственные возможности.
Результативность освоения дополнительной общеобразовательной программы
«Профессиональный ориентир-педагог» определяется с помощью входного, текущего и итогового
9

контроля.

10

Цель входного контроля — диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся,
общая эрудиция, ценностные ориентации.
Формы оценки: тестирование, собеседование с учащимися, анкетирование.
Текущий контроль применяется для оценки качества освоения текущего материала по
разделам и темам программы.
Формы оценки: творческие задания, разработки мероприятий, проектов, эссе, написание
конспектов и проведение уроков, классных часов, мероприятий, выполнение презентаций и
составление брошюр. Активное участие в гимназических, районных, областных
мероприятиях, участие в праздниках, викторинах и конкурсах.
Итоговый контроль применяется для контроля выполнения поставленных задач.
Формы оценки: защита мини-проектов, итогового проекта, тестирование.
Контроль и оценка уровня образовательных результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы «Профессиональный ориентир-педагог» осуществляется
педагогом в процессе проведения занятий. Основными видами контрольно-оценочных
средств являются педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся,
индивидуальное собеседование, практические работы, творческие задания.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Занятия, проводимые в формате дистанционного обучения, в плане отмечены – д/о.
№

Название раздела и тем

Общее
кол-во
часов
по
разделу

Тео
рия

Прак
тика

Раздел 1. История педагогики
Воспитание и обучение в древнем мире.
1.1.
Школы средневековья.

3
1

2
1

1

История новейшей школы и педагогики.
Выдающиеся
представители
отечественного образования.

2

1

1

Раздел 2. Особенности педагогической
профессии
Профессии типа «Человек-человек».
2.1.
Тест «В педагоги я пойду...».
Раздел 3. Портрет личности учителя и
требования к ней
3.1.
Знакомство
с
профессиограммой
учителя.
Методы
оптимизации
эмоционального состояния педагога
Решение педагогических задач: «Имидж
3.2.
современного педагога»
Раздел 4. Путь в профессию
4.1.
Профессия педагог. Педагоги

1

0

1

1.2.

1

1

2

1

1

1

1
5
1

2

Форма
контроля

по выбору
обучающихся:
презентация,
кроссворд,
брошюра, …
эстафета ЗУН,
презентация,
тестирование

анкетирование
тестирование

1
профессиограмм
а учителя
1

отчёт: эссе или
презентация

3
1

творческая
11

начального (или среднего)образования
4.2.

4.3.

Педагог учреждения дополнительного
образования.
Педагоги
Центра
диагностики и консультирования
Где получить профессию педагога

Раздел 5. Педагогические мастерские.
5.1.

к/работа
2

1

1

внеклассное
мероприятие

2

1

1

брошюра

6

0

6

Посещение уроков учителей нач. классов.

Педагогические мастерские: посещение
уроков учителей естественногеографического цикла
5.3.
Педагогические мастерские: посещение
уроков учителей математики
5.4.
Педагогические мастерские: посещение
уроков учителей художественноэстетического цикла
5.5.
Встречи с выпускниками школы,
выбравшими профессию учитель
Круглый стол – «Современный учитель …. »
Раздел 6. Учебная практика
6.1.
Разработка игр и конкурсов для
учащихся 1-4 классов школы.

1

5.2.

6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
6.6.
6.7.
6.8.

6.9.
6.10.

6.11.

1

1
1

1

17
1

3

14
1

Проведение уроков на «День
самоуправления»
Проверка тетрадей, дневников в
начальных классах
Участие в конкурсе «Молодые
профессионалы»
Мини-проект «Учениками славится
Россия, учителя приносят славу ей!»
Педагогическая игра «Шаг в
профессию»
Составление сценариев утренников для
начальной школы
Проведение тематических классных
часов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Творческая мастерская «Педагогика без
границ»
Подготовка весёлых стартов

1

1

1

1

Проведение игры-путешествия по
сказкам

1

1

2

1

1

«Дневник
практики»
«Дневник
практики»
«Дневник
практики»
«Дневник
практики»
дискуссия,
круглый стол

разработка и
проведение игр,
конкурсов
конспекты,
открытые уроки
фотоотчёт
участие в
конкурсе
мини-проект
педагогическая
игра
сценарий
утренника
разработка и
проведение
классного часа
творческая
мастерская
разработка и
проведение
весёлых стартов
играпутешествие

12

6.12.

Игра как форма воспитательной работы

"Учитель - школа" Упражнение "Хочумогу-надо"
Раздел 7. Моя будущая профессия
7.1.- Итоговый контроль: защита мини7.2.
проекта «Моя будущая профессия»
ИТОГО
6.13.

2

1

1

1

игра

1

анкетирование,
упражнение

2
2

1
1

1
1

34

7

25

творческий
отчёт

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. «История педагогики»
Тема 1. Воспитание и обучение в древнем мире. Школы средневековья.
Теория. Знакомство с зарождением воспитания и педагогической мысли. Воспитание и
обучение на Древнем востоке. Античная педагогика и школа Средиземноморья.
Представление восточных славян о воспитании.
Дистанционная форма обучения:
1.
Информация
по
разделу
«История
педагогики»
https://nashpedklass.webnode.ru/programmy/
 Форма работы: коллективная.
 Виды деятельности обучающихся: знакомство с сайтом «Педагогический класс»,
структурой. Обсуждение заданий, размещённых на сайте для выполнения и обратной
связью. Беседа с педагогом по разделу «История педагогики», обсуждение, ответы на
вопросы, определение цели и задач курса.
2. Тема «Спарта» https://nash-pedklass.webnode.ru/sparta/
3. Тема «Афины» https://nash-pedklass.webnode.ru/afiny/
4. Тема «Византия» https://nash-pedklass.webnode.ru/vizantiya/
5. Тема «Западная Европа» https://nash-pedklass.webnode.ru/zapadnaya-evropa/
 Форма работы: индивидуальная.
 Виды деятельности обучающихся: самостоятельная работа с источниками: сайт,
Интернет, журналы, книги. Выполнение заданий по теме. Систематизация учебного
материала. Сравнительный анализ (форма отчёта по выбору обучающегося:
кроссворд, презентация, брошюра, …).
Тема 2. История новейшей школы и педагогики. Выдающиеся представители
отечественного образования. Входной контроль.
Теория. Образование и педагогика за рубежом в первой половине 20 века. Современная
школа за рубежом. Школа и педагогика России в конце 19 начале 20 века. Отечественная
школа и педагогика советского периода. Образование на рубеже 20-21 веков.
Дистанционная форма обучения:
1. Тема «Эпоха Просвещения» https://nash-pedklass.webnode.ru/epokha-prosveshcheniya/
2. Тема «Отечественная школа» https://nash-pedklass.webnode.ru/otechestvennaya-shkola/
 Форма работы: индивидуальная.

13



Виды деятельности обучающихся: самостоятельная работа с источниками.
Выполнение заданий по теме. Подготовка и участие в эстафете знаний
(дистанционный формат).
Практика. Сравнительный анализ изученных тем и беседа по теме раздела. Составление
презентации. Пополнение портфолио, размещение практических наработок на сайте
«Педагогический класс».
Дистанционная форма обучения:
1. Тема «Великие педагоги XIX и начала XX века». https://nash-pedklass.webnode.ru/velikiepedagogi/
2. Тема «Великие педагоги XX-XXI веков». https://nash-pedklass.webnode.ru/velikie-pedagogixx-xxi-vekov/
3. Тема «Великие педагоги XX века». https://nash-pedklass.webnode.ru/velikie-pedagogi-xxveka/
 Форма работы: групповая, парная, индивидуальная. (на усмотрение обучающихся)
 Виды деятельности обучающихся: самостоятельное знакомство с Великими
педагогами. Подготовка и составление презентации – по выбору. Размещение
практических наработок на сайте «Педагогический класс».
Очная форма обучения:
 Форма работы: групповая, парная, индивидуальная: в зависимости от того, как
выполнялась презентация.
 Виды деятельности обучающихся: Представление презентаций. Слушание и анализ
выступлений своих товарищей. Пополнение портфолио.
Раздел 2. «Особенности педагогической профессии»
Тема 1. Профессии типа «Человек-человек».
Практика. Проведение анкетирования по теме «Профессии типа «Человек-человек». Подбор
видеоматериалов по теме «Педагогические профессии», обсуждение видеоматериалов и
документов по теме: профессия и специальность педагога. Возникновение и становление
педагогической профессии.
Очная форма обучения:
1. Проведение анкетирования по теме «Профессии типа «Человек-человек». Подбор
видеоматериалов по теме «Педагогические профессии»
 Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
 Виды деятельности обучающихся: участие в анкетировании по теме «Профессии типа
«Человек-человек». Подбор видеоматериалов по теме «Педагогические профессии»,
обсуждение.
2. Тест «В педагоги я пойду ...». (Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.
Мильман). Анализ результатов.
 Форма работы: индивидуальная.
 Виды деятельности обучающихся: выполнение теста. Анализ результатов.
Раздел 3. «Портрет личности учителя и требования к ней»
Тема 1. Знакомство с «Профессиограммой учителя»
Теория. Педагогические способности будущего педагога. Знакомство с профессиограммой
учителя. Понятие о структуре педагогических способностей. Интерес и склонность к
14

педагогической работе - условие развития педагогических способностей. Трудолюбие как
фактор, способствующий развитию способностей. Психологические основы самовоспитания
при подготовке к педагогической деятельности.
Очная форма обучения:
 Форма работы: коллективная.
 Виды деятельности обучающихся: знакомство и работа с профессиограммой учителя.
Составление профессиограммы учителя - анализ данных. Методы оптимизации
эмоционального состояния педагога: дыхательные упражнения, техники
самовнушения и аутотренинга.
Тема 2. Решение педагогических задач.
Практика. Решение педагогических задач: «Имидж современного педагога» Слова К.Д.
Ушинского: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не
превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без
придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма. Носитель этих качеств
учитель». Как вы думаете? Достоинства педагога могут превратиться в недостатки? творческий отчёт.
Очная форма обучения:
 Форма работы: индивидуальная.
 Виды деятельности обучающихся: выполнение творческого отчёта: написать эссе
«Каким должен быть современный учитель?» или сделать презентацию «Имидж
современного педагога».
Раздел 4. «Путь в профессию»
Тема 1. Профессия педагог. Педагоги ДОУ, учреждений начального (или среднего)
профессионального образования, ВУЗа.
Практика Профессия педагог. Требования к педагогу в современном образовательном
пространстве. Краткая характеристика специальностей ДОУ, учреждений начального (или
среднего) профессионального образования, ВУЗов.
Дистанционная форма обучения:
1. Раздел «Путь в профессию» https://nash-pedklass.cms.webnode.ru/put-v-professiyu/
2. Тема «Требования к педагогу в современном образовательном пространстве.» https://nashpedklass.cms.webnode.ru/professiya-pedagog/
 Форма работы: индивидуальная.
 Виды деятельности обучающихся: выполнение творческой контрольной работы по
теме «Профессия педагог». Оформление брошюры.
Тема 2. Педагог учреждения дополнительного образования. Педагоги Центра
диагностики и консультирования
Теория. Педагог дополнительного образования: направления работы. Должностные
обязанности педагога дополнительного образования. Общая характеристика специальностей
Центра диагностики и консультирования. Педагог-психолог, социальный педагог:
особенности работы. Логопед, дефектолог: особенности работы.
Дистанционная форма обучения:
1. Тема «Педагог дополнительного образования: направления работы.» https://nashpedklass.cms.webnode.ru/pedagog-dou/
15

 Форма работы: индивидуальная.
Виды деятельности обучающихся: самостоятельная работа с источниками: сайт, Интернет,
журналы, книги. Выполнение заданий по теме. Систематизация учебного материала.
Практика. Разработка внеклассного мероприятия (тема на усмотрение участника)
Очная форма обучения:
 Форма работы: групповая, парная, индивидуальная.
 Виды деятельности обучающихся: разработка и проведение внеклассного
мероприятия (тема на усмотрение участника)
Тема 7. Где получить профессию педагога
Теория. Беседа и обсуждение информации: типы образовательных учреждений в Омской
области: педагогические специальности, условия приема. Как найти информацию об
образовательных учреждениях.
Дистанционная форма обучения:
Раздел «Путь в профессию» https://nash-pedklass.cms.webnode.ru/put-v-professiyu/
 Форма работы: коллективная
 Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, обсуждение информации, работа
с источниками, выводы.
Практика. Создание брошюры «Педагогические учебные заведения».
Очная форма обучения:
 Форма работы: парная
 Виды деятельности обучающихся: создание брошюры «Педагогические учебные
заведения», демонстрация.
Раздел 5. «Педагогические мастерские. Технологии, соответствующие возрастным
особенностям учащихся.»
Практика. Педагогические мастерские: посещение уроков учителей мастеров, обсуждение и
анализ просмотренных мероприятий, выводы - записи оформляются в дневнике практики.
Изучение технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся.
Экскурсия в колледж г. Называевска. Встречи с выпускниками школы, выбравшими
профессию «учитель» - дискуссия. Круглый стол – «Современный учитель - ….»
Очная форма обучения:
 Форма работы: коллективная, индивидуальная
 Виды деятельности обучающихся: посещение уроков учителей мастеров, изучение
технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, оформление
выводов в «Дневнике практики». Экскурсия в колледж г. Называевска. Подготовка к
дискуссии. Участие в круглом столе.
Раздел 6. «Учебная практика»
(Учебная практика по времени проведения корректируется в зависимости от плана
проведения региональных (конкурс «Молодые профессионалы»), муниципальных конкурсов и
олимпиад, гимназических мероприятий, открытых уроков педагогов гимназии и уроков на
«День самоуправления», классных часов, конкурсов и игр на переменах для начальных
классов.)
16

Теория. Основы разработки и проведения классных часов, игр в начальной школе и деловых
игр. Планирование воспитательной работы в лагере дневного пребывания.
Дистанционная форма обучения:
1. Раздел «Учебная практика» https://nash-pedklass.cms.webnode.ru/uchebnaya-praktika/
 Форма работы: коллективная
 Виды деятельности обучающихся: знакомство с видами деятельности и формами
участия в учебной практике. Составление индивидуальных памяток (на усмотрение
обучающихся). Размещение практических наработок на сайте «Педагогический
класс»
2. Тема «Классные часы» https://nash-pedklass.cms.webnode.ru/klassnye-chasy/
 Форма работы: индивидуальная
 Виды деятельности обучающихся: самостоятельная работа с источниками,
знакомство с правилами оформления и проведения классных часов.
3. Тема «Организация игр» https://nash-pedklass.cms.webnode.ru/organizatsiya-igr/
 Форма работы: индивидуальная
 Виды деятельности обучающихся: самостоятельная работа с источниками,
знакомство с правилами оформления и проведения игр для младших школьников,
составление индивидуальной памятки для работы.
Практика. Творческая мастерская: наполнение личного портфолио разработками игр,
конкурсов, конспектами открытых уроков, мини-проектами, сценариями утренников,
классных часов, весёлых стартов, игр-путешествий и деловых игр. Применение технологий,
соответствующих возрастным особенностям учащихся.
Очная форма обучения:
 Форма работы: групповая, парная, индивидуальная
 Виды деятельности обучающихся: участие в творческой мастерской – разработка и
проведение мероприятий, наполнение личного портфолио разработками игр,
конкурсов, конспектами открытых уроков, мини-проектами, сценариями утренников,
классных часов, весёлых стартов, игр-путешествий и деловых игр. Применение
технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся.
 оказание практической помощи педагогам в планировании воспитательной работы в
лагере дневного пребывания.
 выполнение упражнения «Хочу-могу-надо», «Учитель – школа» - участие в
анкетировании.
Раздел 7. «Моя будущая профессия»
Теория. Требования к написанию и оформлению проекта.
Дистанционная форма обучения:
1.
Требования
к
написанию
и
оформлению
проекта.
https://nashpedklass.cms.webnode.ru/trebovaniya-k-proektu/
 Форма работы: индивидуальная
 Виды деятельности обучающихся: самостоятельная работа с источниками,
знакомство с правилами оформления и написания проекта.
Практика. Творческий отчет: оформление и защита мини-проекта «Моя будущая
профессия».
17

Очная форма обучения:
 Форма работы: коллективная, индивидуальная
 Виды деятельности обучающихся: оформление и защита
мини-проекта «Моя
будущая профессия». Участие в обсуждении проектов. Выводы, рекомендации.

ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые акты:
1. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительство
РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. –
М.: «Просвещение», 2010.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ No 2357 от 22.09.2011 г.«О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандартначального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образованияи науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. No 373».
4. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – 273-ФЗ)

Литература, рекомендуемая педагогу:

1. Балакирева

Э.В. «Старшеклассники в поле профессионального выбора:
педагогический профиль» / Учебно-методическое пособие для учителей. - С-П.: КАРО,
2005.
2. Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных
профилей обучения: учеб.-метод. пособие. - М.: Глобус, 2007.
3. Борзова З.В. Игровые методы обучения. Методическое пособие. М. Творческий
центр, 2005. – 393 с.
4. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. / Е.Б.
Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова //Учреждений сред. проф. Образования. - М.:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 41 с.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология - М.; 2002.
6. Иркутский городской центр занятости населения «Все о профессиях» /Сборник
профессиографического материала. / Выпуск 1. - Иркутск, 2003.
7. Канн-Калик В.А. «Учителю о педагогическом общении» / Книга для учителя. - М.:
Просвещение, 1987.
8. Сборник элективных курсов профильных классов с педагогическим уклоном / под ред.
Гордиенко И.В., Посохиной Е.В., Ламанов В.А. – Белгород, 2013. – 270 с.
Литература, рекомендуемая обучающимся:
1. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004.
18

2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками.
Москва, «Просвещение», 1982.
3. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и
воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005.
4. Львов С. Книга о книге: Для учащихся ст. классов–М.: Просвещение,1980. Симановский
А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и
педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
5. Максимова Т.Н. Классные часы, 1 класс, Москва «Вако», 2009.
6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Архитектура. Авт. А.Ш.Кленов.-М.:ООО «Фирма
«Издательство АСТ».1999.
7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. Авт.- сост.Н.В.Чудакова.- М.: ООО
«Фирма «Издательство АСТ»,1999.

19

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».